Культурное сообщество подводит итоги Года С. В. Рахманинова. О том, чем запомнился год 150-летия со дня рождения композитора, рассказали в ноябре на IX Санкт-Петербургском международном культурном форуме. Число проведенных мероприятий впечатлило, как и охваченные направления программы празднования юбилея – от выставок, фильмов и концертов до научных конференций и туристических маршрутов. Мероприятия проводились в России и за рубежом.
В декабре в разных городах России проходят финальные концертные программы уходящего года, подарившего слушателям не только новые интерпретации сочинений Рахманинова, но и новое звучание музыки композитора. К числу значимых творческих решений относится новое обращение к «Симфоническим танцам» – последнему сочинению Рахманинова, написанному для оркестра и позднее переложенному автором для двух фортепиано. В Год Рахманинова и год 80-летия со дня премьеры сочинения на его родной земле «Симфонические танцы» звучали в российских концертных программах и в сольном фортепианном исполнении. Автор транскрипции сочинения, созданной в юбилейный год, – пианистка Елена Тарасова, лауреат международных конкурсов, доцент Московской консерватории.
«Симфонические танцы» (первоначально – «Фантастические танцы») были написаны Рахманиновым летом 1940 года. Музыкальный материал сочинения соединяет в себе темы из неоконченного балета «Скифы», над которым композитор работал в России в 1915 году, и художественные идеи, пришедшие к нему в годы эмиграции, а также включает ряд цитат. Премьера состоялась 3 января 1941 года в США. Исполнителями стали Филадельфийский оркестр и дирижер Юджин Орманди, которым посвящено это сочинение. 25 ноября 1943 года «Симфонические танцы» впервые прозвучали в Советском Союзе, но композитора уже не было в живых. В 2018 году была издана неизвестная ранее запись исполнения «Симфонических танцев» самим Рахманиновым. Это любительская запись, осуществленная без ведома композитора в декабре 1940 года в доме Орманди, когда Рахманинов показывал за фортепиано свою партитуру дирижеру.
В интервью ИА «Музыкальный Клондайк» Елена Тарасова рассказала, почему невозможно восстановить авторскую версию, об открытиях в процессе работы над этим сочинением, а также о своей сольной фортепианной программе-летописи к юбилею композитора, в которой получилось представить наследие Рахманинова широко, «в диапазоне от экзаменационной задачи на заданный басовый голос 1889-го года, за которую студент Московской консерватории Сергей Рахманинов получил отметку «пять» с четырьмя плюсами, и до «Симфонических танцев» – этот последний опус, по сути своей, summa rerum [«совокупность всего» – прим. ред.] Рахманинова, в которой он ведет диалог вне времени со всей мировой культурой».