Книга автора, пишущего под псевдонимом Рейнмастер, «Конечная станция – Эдем» предназначена для вдумчивого чтения, ее можно смело причислить к редким образцам современной прозы с глубоким философским смыслом, для читателей, ищущих альтернативу развлекательным жанрам, для тех, кто ценит время, а значит, способен ценить свою и чужую жизнь.
Сложный и удивительно живой мир книги складывается, как мозаика, на стыке жанров: одноимённая повесть стилизована под нуарный детектив с элементами альтернативно-исторического реализма и антиутопии, а дополняют ее, будто вплетаясь в ткань повествования, подборка тематических стихотворений «Воздушный корабль» и сюрреалистическая сказка для взрослых «Кляйнер». Все части книги объединены атмосферой послевоенной Германии и антиутопической, антифашистской тематикой.
Если кратко, то перед нами альтернативная история, способная вознестись до уровня притчи, благодаря многослойному и вневременному символизму.
Само название повести «Конечная станция – Эдем» символично. Это название дома престарелых, который выдают за пансионат. Главный герой, бывший солдат фрайкора, Эрих Коллер должен выяснить, почему так часто умирают обитатели «Эдема», а еще – расследовать странную и жуткую смерть своего предшественника – агента спецслужб, грубо замаскированную под самоубийство.
«Они могли называть белое чёрным, а дом престарелых пансионатом; так же как смерть есть толерантность — смерть удивительно толерантна. Какого чёрта я согласился на это задание? В людоедских племенах стариков убивают первыми. Жестоко, но прагматично. Бог предложил Аврааму принести в жертву любимого сына, потому что знал – без чётких распоряжений ему приволокут старые кости. А кого здесь винить?»
Рейнмастер пишет о послевоенном упадничестве национализма и реваншистских настроениях ветеранов. И вымышленная в альтернативной истории Германия выглядит пугающе настоящей, потому что существует как бы вне времени и пространства. Современные компьютеры и интернет уживаются со стационарными телефонами и радиолами, вместо немецкого языка говорят на транслингве, но грехи человеческие незыблемы и неизменны, кто бы ни стоял у власти: коренные наследники или иммигранты из восточных и южных стран. Всем хочется жить хорошо, и не всякий отважится спросить – какой ценой.
«Если бы я много раздумывал, то почувствовал бы себя палачом, а я точно знаю, что не палач. И никто из моих бывших друзей и сослуживцев», – рассуждает самЭрих, бывший солдат побеждённой армии, типичный «cлавный парень Гузена», доставлявший «брёвна» людей в концлагерь. Он мечтает оставить прошлое в прошлом, оправдывая себя законом военного времени.
На ум приходит образ «потерянного поколения» Ремарка: «все мы, словно искорки, гонимые неведомым ветром».
Но эту искру человеческого сердца, не утратившего сострадание, не загасят смертоносные ветра войн, в какой бы истории или временном контексте они ни велись. Эрих пройдет путь от циника до героя, спасающего чужие жизни и искупающего свою вину.
В финале повести Эрих и старики выберут единственно верный железнодорожный маршрут: не проторенный к химическому заводу и гибели, а рискованный – в жизнь и свободу, через полуразрушенный мост: «мы всё-таки живы и мчимся на максимальной скорости в несусветную даль, с ветрилами, но без руля и даже без карты» и «если сесть прямее и не толкаться, то каждому из нас найдётся место».
Книга «Конечная станция – Эдем» своего рода исследование пределов низменного и духовного в человеке.
Неслучайно и весь сборник заканчивается сказкой о преодолении предначертанной обществом судьбы, может быть, в этом смысл человечности – быть выше законов войны и времени, сохранить в себе вечные ценности?
В настоящее время готовится к выходу новый роман-антиутопия Рейнмастера «Пасифик».
Заказать печатную книгу можно в магазине Читай-город:
https://www.chitai-gorod.ru/catalog/book/1275318/
Электронная версия на ЛитРес: