как выбрать фотоаппаратНекогда растущая популярность бюджетных цифровых «мыльниц» постепенно сходит на нет. Виновны во всем смартфоны, камеры которых способны обеспечить качество снимков, приемлемое для большинства, и вполне сравнимое с недорогими фотокамерами. Однако это не значит, что рынок цифровых фотоаппаратов постепенно умирает. Немало осталось и тех, кому возможностей смартфона недостаточно, а хочется лучшего. Поэтому перед тем, как выбрать хороший цифровой фотоаппарат, необходимо учитывать особенности, о которых расскажем ниже.
Что нужно знать при выборе цифрового фотоаппарата
Перед тем, как выбрать цифровой фотоаппарат, следует определиться с требованиями к устройству и выяснить, для какого круга задач оно будет использоваться.
Стоимость. Перед выбором нужно определиться с бюджетом, который можно выделить на покупку. Если он ограничен — это накладывает ограничения, сужая круг поиска до небольшого числа моделей. Кроме того, слишком маленькая сумма может оказаться недостаточной для покупки фотокамеры, которая будет намного лучше, чем камера смартфона.
Тип и размер. Классифицировать фотоаппараты можно по типу используемого видоискателя и по размерам. Это непросто, так как фактически любая камера без зеркала является беззеркальной, но на практике к этой категории относят только относительно крупные модели, схожие с зеркалками, нередко поддерживающие смену объективов. Основные виды — это компактные, беззеркальные и зеркальные камеры. Типы перечислены в порядке возрастания размера, но бывают и исключения.
Поддержка смены объектива. Компактные камеры оснащаются несъемной оптикой, которая является универсальной. Она позволяет получать снимки в разных условиях с одинаково хорошем (но не всегда достаточно высоким) качеством. Крупные беззеркалки и зеркалки поддерживают смену оптики, в зависимости от условий съемки. Они поставляются без объектива (такой вид поставки на сленге фотографов называют «тушка») или с универсальным объективом. Он, как правило, универсален, подходит для любых условий, но на фоне узкоспециализированной оптики — не так хорош.
Читайте также: Как правильно фотографировать в Инстаграм: 5 правил для начинающих
Глоссарий для выбора фотокамеры
Чтобы легче ориентироваться в специфичных терминах, которые могут быть незнакомы не фотографам, стоит кратко раскрыть их.
Матрица или сенсор — светочувствительная площадка, состоящая из микроскопических транзисторов, улавливающих свет. Чем больше ее размер — тем больше света она уловит. Однако чем меньше размер отдельных ячеек транзисторов (пикселей) на матрице — тем сильнее они могут создавать помехи друг другу. Размеры матриц измеряются в дробных долях дюймов (1/2″=0,5″ и т.д.) по диагонали. Используются не английские дюймы (равные 2,54 см), а специфичные видиконовые или видиконовские (равные 1,52 см). Характеристика матрицы 1/3,06″ означает, что ее диагональ равна 0,5 см. Также размеры приводятся и в миллиметрах, в виде привычного показателя ширины и высоты (например, 22,3х14,9 мм).
Фокусное расстояние — расстояние от центра оптики до матрицы, выражается в миллиметрах. Фокусное расстояние современных камер с телескопическими и сменными объективами, как правило, может меняться. Из-за разного размера матриц и объективов, для удобства сравнения обычно указывается не настоящее фокусное расстояние, а эквивалентное стандартной пленочной камере под пленку 35 мм.
Светосила или апертура, диафрагма — на самом деле, не совсем тождественные понятия, но на практике в характеристиках любительской фототехники они указывают размер относительного отверстия в объективе. Выражают соотношение фокусного расстояния и диаметра «зрачка», в дробных долях от первого. Значение f/2 при фокусном расстоянии 36 мм значит, что диаметр «зрачка» — 1/2 или 18 мм.
Выдержка — время, которое затрачивается на фиксацию кадра. Выражается в дробных или десятичных долях секунды (например, 1/100 или 0,01 с). Чем она больше — тем больше света уловит камера при слабом освещении, но тем больше может оказаться риск «пересветить» кадр днем, и тем выше риск смазанности (при съемке без штатива).
Чувствительность — характеристика, выражающая способность камеры улавливать свет. Измеряется в ISO — абстрактных единицах, принятых международными стандартами. Чем она выше — тем больше света ловит камера, но тем больше и шумов. Увеличение ISO в два раза равноценно удвоению времени выдержки, то есть съемка с выдержкой 1/100 при ISO100 — захватит примерно столько же света, как съемка при ISO200 с выдержкой всего 1/200 с.
Виды цифровых фотоаппаратов
Перед тем, как выбрать цифровую фотокамеру, стоит немного детальнее рассмотреть каждый из основных их видов.
Тип фотоаппарата, в основе механизма видоискателя которых лежит подвижное зеркало. Оно передает изображение с объектива к окуляру, минуя цифровую матрицу, фиксирующую изображение. В момент съемки зеркало поднимается, закрывая видоискатель и пропуская свет на матрицу. Такая конструкция в эпоху пленочной фототехники позволяла перед съемкой увидеть объект именно так, как он будет выглядеть на бумаге. Это дает возможность управлять настройками в режиме реального времени, избегая брака фото (который обнаружится лишь после проявки). Благодаря достоинствам такой механизм перекочевал и в цифровое фото, только вместо пленки для фиксации кадра стали использовать электронную матрицу.
К преимуществам современных зеркальных цифровых фотоаппаратов относятся большие размеры матрицы, возможность смены объективов для разных сценариев съемки, высокую чувствительностью оптики, обилие ручных настроек, настраиваемые объективы и совместимость с различными аксессуарами. К недостаткам зеркалок можно причислить дороговизну, сложность настроек для новичков, и большие габариты.
Беззеркальный фотоаппарат
Беззеркальный фотоаппарат — это компромиссное решение между зеркальными и компактными фотокамерами. От зеркалок отличается отсутствием зеркального видоискателя. Изображение с объектива переносится прямо на матрицу, а оттуда — транслируется на экран видоискателя. За счет отказа от зеркального механизма такие фотокамеры, при схожих характеристиках матрицы и оптики, получаются легче и компактнее. Часто внешней особенностью беззеркальной камеры является отсутствие характерного «горба» над объективом (у зеркалок в нем находятся зеркало и видоискатель).
В наследство от зеркалок беззеркалкам достались все такие же широкие возможности настройки, поддержка съемных объективов (не во всех моделях). При этом, они легче и меньше зеркальных аналогов, а из-за отсутствия механики с зеркалом — имеют меньшую задержку съемки (порой и доли секунды имеют значение). Кроме того, в них нет частей, движущихся с высокой скоростью, поэтому надежность беззеркалок немного выше зеркалок. К минусам относятся невозможность работы напрямую с «сырым» изображением (до оцифровки матрицей), также высокая цена и относительная сложность для новичков.
псевдозеркальный фотоаппарат
Отдельно стоит упомянуть такой класс беззеркалок, как псеводозеркальные фотоаппараты. Их особенности — большие, чем у «мыльниц», габариты, и длинный объектив с широким диапазоном фокусных расстояний. Такие камеры отличаются только мощным оптическим приближениям, но в целом являются характерными представителями беззеркальных фотокамер.
Компактный фотоаппарат
Этот класс фототехники еще в пленочную эпоху обзавелся прозвищем «мыльница». Изначально оно приклеилось из-за выпуклой формы корпуса баз выступающих частей, напоминающих эту банную принадлежность. В цифровую эпоху слово «мыльница» приобрело и иной смысл: дешевые компактные фотоаппараты обладали низким качеством картинки, которая при распечатке смотрелась не особо четко (размыто, замыленно).
Возможностей у компактных фотокамер меньше, чем у их старших собратьев, но и цена обычно ниже. Как правило, несъемные объективы таких фотоаппаратов имеют телескопическую конструкцию и небольшие габариты, также уменьшена и диагональ матрицы. Настроек у «мыльниц» поменьше, ISO ниже, поддержка аксессуаров ограничена, и это — главные их минусы. Зато, в отличие от зеркалок и беззеркалок, компактные фотоаппараты можно носить в обычной женской сумочке, мужской барсетке или даже в кармане.
Как правильно выбрать цифровой фотоаппарат
Прежде всего, стоит решить, для каких случаев и как часто будет нужен фотоаппарат. Если требуется изредка что-то быстро снять — то вполне достаточно и обычной компактной фотокамеры. Ее и с собой носить удобнее всего, и приводить «в боевую готовность» быстро, и возможностей для съемки серии из десятка кадров на автоматическом режиме — достаточно. Зеркальный или беззеркальный фотоаппарат для этого попросту будет избыточным, а съемка на автоматических настройках не раскроет и половины его потенциала.
Если хочется немного поколдовать с настройками для лучшего качества или получения нужных эффектов (вроде боке, то есть, размытия фона) — можно выбрать беззеркальный фотоаппарат с несъемной оптикой. Также для этих целей сгодится и бюджетная зеркалка, вроде Nikon D3200.
Полноразмерную зеркальную камеру стоит покупать только для серьезного увлечения фотографией, особенно, если хочется стать профессионалом. Однако стоит помнить, что только наличие профи-камеры — еще не делает профессиональным фотографом. Никакой ощутимой выгоды (в сравнении с нормальной беззеркалкой тысяч за 10) зеркальная камера за несколько десятков тысяч гривен для непрофессионала не принесет, деньги будут потрачены зря.
Параметры матрицы
При выборе фотокамеры важно учитывать не количество мегапикселей, а соотношение размера матрицы и ее разрешения. Слишком много пикселей хорошо только при идеальном освещении, а вот в помещении они лишь будут мешать друг другу. Для компактной фотокамеры с матрицей размера 1/2,3″ разумный предел разрешения — примерно 16 МП. Если на такой матрице будет больше 20 МП — это уже чистый маркетинг в угоду качеству.
Больше 16 МП могут иметь смысл и приносить пользу только на крупных зеркалках и беззеркальных фотоаппаратах, размер матрицы которых — 22х15 мм, или около того. Но и в таком случае больше пикселей еще не гарантируют разницу в качестве. Те же Nikon D3100 и D3200, несмотря на разницу в разрешении, снимают примерно одинаково.
Важно учитывать и светочувствительность матрицы. Чем она выше — тем меньше размытий будет на фото, снятых с рук при плохом освещении. Однако с помощью штатива добиться качественной съемки стационарных объектов при дефиците света можно и повышением выдержки. При этом, шумов будет меньше, а фото будет четким из-за фиксации камеры на подставке. Экстремальные значения ISO выше 3200 требуются только для фотографирования в темноте.
Параметры объектива
Сменные объективы — это хорошо для опытного фотографа, но любителям в них нет особой нужды. Для тех, кто решил сделать фотографию своим хобби — сменная оптика пригодится, ведь всего лишь сменой объектива можно намного повысить качество фото в определенных случаях. Однако сменная оптика — вещь недешевая, один хороший объектив может стоить больше, чем любительская фотокамера в сборе. Да и место для них надо, так что придется выбирать между удобством и возможностью выбора.
Для камер с несъемным объективом важно выбрать хорошие параметры оптики. Чем больше разница фокусных расстояний — тем сильнее способна приближать оптика. Эквивалентное фокусное расстояние около 28 мм позволяет получать снимки общего плана с широким углом обзора. Величины порядка 50 мм предназначены для съемки кадров с полем зрения, близким к человеческим глазам. Значения больше 50 мм — предназначены для съемки с оптическим приближением, но узким полем зрения.
Для камер, поддерживающих смену оптики, фокусное расстояние не столь значимо. Стандартная оптика фотоаппаратов в поставках «Kit» обычно имеет диапазон значений F 18-55 мм. Камеры в поставках «Body» («тушка») не имеют оптики, ее нужно покупать, в зависимости от потребностей фотографа.
Важное значение имеет диафрагма оптики. Обычно она выражается в виде дроби F/X или просто X, где X — число, на которое нужно делить фокусное расстояние. От этой величины зависит не только светопропускная способность оптики, но и четкость фото. Большая диафрагма (маленькое соотношение фокусного расстояния и диаметра «зрачка») — дает больше света, но меньшую резкость. Маленькая светосила (большое соотношение F и диаметра отверстия) — дает меньше шумов при хорошем свете и большой выдержке, лучше передает общий план, но хуже ловит свет.
Для повседневных потребностей большинства пользователей достаточно диапазона диафрагмы от F/2 до F/6. Соотношения F/2 и больше нужны для подчеркивания переднего плана в угоду размытию фона, а меньше F/6 — для съемки пейзажей дальним планом.
Второстепенные характеристики
Перед тем, как выбрать цифровой фотоаппарат, важно учитывать и другие параметры. Некоторые из них не менее важны, чем приведенные выше, однако из-за сложившейся рыночной обстановки (никто не будет делать камеры, которые по каким-то параметрам очень плохи — их никто не купит) ошибиться с ними будет трудно.аксессуары к фотоаппарату
Автофокус. Параметр важный, но вынесен во второстепенные, так как присутствует сейчас во всех камерах. Важнее обратить внимание на наличие подсветки автофокуса (выделения области фокусировки), возможность фокусировки по нескольким точкам, а также минимального расстояния автофокуса.
Оптический зум. Выражается, как пропорция между минимальным и максимальным фокусным расстоянием и характеризует способность приближать отдельные объекты съемки. Компаткные камеры обычно имеют 3-кратный зум и больше, а вот у зеркалок, если нужно большое приближение — придется отказаться от «китового» (комплектного) объектива, где зум редко больше, чем 4x.
Размер дисплея и его конструкция. Для быстрого фото на «мыльницу» подойдет любой экран с диагональю больше 2,5 дюймов. Если планируется снимать из разных положений, в том числе, под солнечными лучами — плюсом будет поворотный механизм дисплея. Для зеркалок экран не столь важен (кадр можно посмотреть в видоискатель), а вот для беззеркальных камер без глазка — большой размер дисплея позволяет лучше рассмотреть, что получится на фото, перед съемкой.
Поддержка аксессуаров. Если планируется использовать штатив, вспышку — стоит ознакомиться, какие крепления предусмотрены для них (и предусмотрены ли вообще).
Формат аккумулятора. Существуют фотокамеры, использующие фирменный формат батареи, а также рассчитанные на стандартные батарейки AA и другие. Первый вариант хорош тем, что емкость батарей выше, второй удобен возможностью купить батарейки в любом магазине, но и многоразовые аккумуляторы использовать тоже позволяет
.
Видеозапись. Почти все современные фотокамеры умеют записывать видео. Отличаются только формат и разрешение. Если важно высокое разрешение — желательно предпочесть камеры с поддержкой FullHD.
Съемка в RAW. Практически все зеркалки и беззеркалки умеют писать в RAW — «сырой» формат без сжатия. Такие снимки удобнее обрабатывать в редакторах, так как их детали не теряются при записи на диск. Если эта возможность нужна в компактном фотоаппарате — стоит выяснить перед покупкой поддержку RAW.
Формат и емкость карт памяти. Наиболее распространены форматы карт памяти SD (SDHC, CDXC) и CF (CompactFlash). Второй вариант зачастую отличается большей скоростью, но и стоит дороже. Для компактных камер скорость важна, в первую очередь, при съемке FullHD видео, а для зеркальных и беззеркалок — еще и при фотографировании. Важно учитывать и поддерживаемую емкость: даже не очень длинный ролик в FullHD с 60 FPS, способен занять карту на 32 Гб очень быстро. То же самое касается и фотографий в RAW: их размер может превышать 100 Мб.
Наличие цифровых входов и выходов. Не лишними для фотокамеры будут порты USB, позволяющие подключать ее к ПК напрямую и HDMI — для вывода изображений на монитор или телевизор.